Данная тема является весьма сложной и, потенциально, очень взрывоопасной. Действительно, в ролевых играх чаще всего имитируются ранние формы религии, а именно – ритуальное, обрядовое поклонение чему-то.
Например, на земле чертится пентаграмма, в ее углы втыкаются свечи, они зажигаются и вокруг – начинается ритуал: с песнями, плясками, чтением стихов и игрой ан музыкальных инструментах (тиба бубнов).
Еще очень распространенной формой является преклонение колен перед некой «святыней» - с целью получить за это некие «плюшки» от организаторов игры. Например, возможность в любой момент прочитать заклинание «вызывания себе на помощь джинна» или придания себе «неуязвимости к атакам».
Вот – пример организации такой «святыни»: фигурка быка или коровы (все-таки год у нас какой, а?), поставленная в коробочку с зеркалом, устланную подбоем необычного цвета (в данном случае – фиолетовым). Рядом – специальный помазок, которым нужно нанести себе на лицо ритуальный рисунок, а также кубок, из которого нужно выпить ритуальное вино (или просто ритуальную воду).
Свечу зажечь рядом – тоже, разумеется, очень рекомендуется.
Но правильно ли это все?
Правильно ли то, что организаторы приучают людей к мысли, что после некой ритуальной молитвы перед таким импровизированным «алтарем» человек и впрямь получит некую «плюшку», то есть награду – в лице волшебного заклинания, накладываемого потом на окружающих?
Никто не заметил в этом импровизированном «алтаре» зеркала?
А вот именно оно и очень важно.
Человек, по-существу, молится не на фигурку, он молится на свое отражение в зеркале.
Приписывать волшебные свойство этой фигурке – в высшей степени не логично и не правомерно.
Точно так же и пентаграмма (в мистическом плане) – это всего лишь забор, служащий для ограждения вызываемого внутри нее «духа», недопущения прорыва его в окружающий мир. Если контур пентаграммы где-то не замкнут или нарушен – «дух» вырывается на свободу и начинает творить беды.
Где же выход? Как дать на игре человеку ощутимый эффект от «молитвы» или другого религиозного ритуала?
Частично формы этого вполне известны. В любую команду включается игротех, который в случае проведения такого ритуала сообщает присутствующим, был ли какой-то эффект от плясок вокруг костра, или нет. И. если был, то какой.
Но гипертрофирование этого принципа ведет, по-существу, к «мастерскому произволу» на полигоне игры.
Каким-то командам – даются многочисленные «плюшки» за то, что они качественно проводят свои ритуалы (кстати, а что такое качественно? – очень субъективный взгляд). Другим командам – никаких «плюшек» не дается, так как они проводят ритуалы вяло и некачественно (и такое бывает, причем, довольно часто). А если еще учесть, что «плюшка» обычно имеет форму «волшебного» свитка, при чтении которого происходят какие-то волшебные события… То основа для недовольства и издевательства над таким положением дел – налицо.
Что же можно тут сделать? А вот примерно что.
Убрать из уравнения «плюшки» от организаторов как класс. Допустим, после каждой «молитвы» всем участникам нужно выдавать некий свиток, в котором записано, какой волшебный эффект будет у них на вооружении в данном походе. Допустим, «молились» они о поражении всех встречных полчищ врагов паническим страхом, а по дороге им встретился вепрь (или еще какой монстр), на которого это заклинание не действует. Опа! Осечка вышла, без сомнения. Но очень прикольная и запоминающаяся осечка.
Источник любой силы, изменяющей свою судьбу, – ты сам.